Манипулятивное воздействие студентов на преподавателей в вузах страны
Аннотация
Цель исследования. Изучение манипулятивного общения студентов с преподавателями.
Материал и методы исследования Иследование проводилось на основе мониторинга образовательного процесса и анализа сдачи экзаменов и рейтингов в высших образовательных учреждениях.
Результаты исследования и их обсуждение. Как показало данное исследование, студент-манипулятор большое значение придает формированию аттракции путем невербального воздействия на преподавателя. Особо часто студентами упоминается умение изобразить болезненный, усталый вид, умное выражение лица, внимательного и заинтересованного слушателя, вовремя заплакать или улыбнуться. Согласно высказываниям студентов, взгляд на преподавателя может быть «невинным», «томным», «заинтересованным», «понимающим», «умоляющим». Образ, создаваемый с помощью одежды, украшений, макияжа, может меняться в зависимости от ситуации, преподавателя, манипулятивного намерения.
Естественной защитой преподавателя от манипуляций студентов является высокая степень его профессионализма, коммуникативной компетентности (3).
Заключение. Манипулятивное общение в высшей школе является контропродуктивным, работа по его предупреждению будет способствовать установлению подлинно гуманных взаимоотношений между преподавателями и студентами, способствующих повышению эффективности учебно-воспитательной работы в вузе, профессиональному и личностному росту участников педагогического взаимодействия.
Об авторах
С. М. КурбоноваТаджикистан
Курбонова Саида Мухамадовна.
Тел.: 918 79 85 16
М. З. Курбонова
Таджикистан
М. М. Эгамова
Таджикистан
Список литературы
1. Бирах, А. Психология мимики. – М.: Маркетинг, 2004;
2. Борг, Д. Сила убеждения. Искусство оказывать влияние на людей. – М., 2013;
3. Лаптенок, С.Д. Духовно-нравственный мир учащейся молодежи. Минск, 2001, - с.37;
4. Шейнов, В.П. Психология манипулирования. Минск, 2010;
5. Гусейнова, Ж.А. Манипулятивные действия студентов// Международный журнал экспериментального образования. – 2013, - №4 - с.99 -101.
6. Геген, Н. Психология манипуляции и подчинения. СПб., 2005.
Рецензия
Для цитирования:
Курбонова С.М., Курбонова М.З., Эгамова М.М. Манипулятивное воздействие студентов на преподавателей в вузах страны. Вестник медико-социального института Таджикистана. 2023;(4):37-41.
For citation:
Kurbonova S.M., Kurbonova M.Z., Egamova M.M. Manipulative impact of students to the teachers in universities of our country. Herald of the medical and social institute of Tajikistan. 2023;(4):37-41. (In Russ.)