Современные проблемы профессиональной подготовки социальных работников и их решения
Аннотация
Цель исследования. Исследование проблем, непосредственно связанны с профессиональной подготовкой высокообразованных социальных работников в Республике Таджикистан согласно требованиям современности.
Материалы и методы исследования. Анализ Законов Республики Таджикистан и нормативно-правовых документов в области социальной защиты, статистики Республики Таджикистан, статистических отчетов Министерства здравоохранения и социальной защиты населения Республики Таджикистан.
Результаты исследования и их обсуждение. Согласно Закону Республики Таджикистан «О социальных услугах» от 5 января 2008 года №359 населению предоставляются следующие социальные услуги: социально-бытовые, социально-медицинские, психолого-педагогические, социально-правовые, другие услуги, а также материальная помощь, адаптация и социальное благополучие. В эпоху современного развития система социальных услуг находится в стадии становления, и одним из главных признаков является ее инфраструктурное развитие. В Республике Таджикистан функционируют 53 центра дневного пребывания для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей-инвалидов. К 2022 году доля пользователей социальных услуг увеличена до 13 тысяч. Сегодня большое количество учреждений социального обслуживания оказывают социальные услуги пожилым людям и инвалидам, включая медицинские, социальные и социально-бытовые услуги.
Заключение. Теоретические и экспериментальные исследования выявили основные проблемы профессиональной подготовки социальных работников в высших учебных заведениях и разработаны пути их преодоления. Для эффективного решения этой проблемы важно активное сотрудничество между высшими учебными заведениями и представителями структур социальной защиты. Несмотря на существующие проблемы, процесс подготовки социальных работников в настоящее время активно развивается и стал неотъемлемой частью системы профессионального образования.
Об авторе
М. СорбонТаджикистан
Сорбон Мижгони.
Тел.: (+992) 918 67-74-48
Список литературы
1. Клюев В.К. Менеджерская магистерская подготовка как преемственность отраслевого бакалавриата // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. 2011. № 60. С. 123-126.
2. Кремнева Т. Подготовка социальных работников за рубежом // Социальная работа. — 2005. — № 1. — С. 46—49.
3. Наумова Ю.А. Проблемы подготовки социальных работников // Социальная работа в России: образование и практика: сб. науч. трудов. Томск, 2009. С. 191-193.
4. Никитин В. А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. — М., 2013.
5. Обучение социальной работе: преемственность и инновации / под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри. — М., 2014.
6. Обучение социальной работе: состояние и перспективы: материалы конгрессов социальной работы / отв. ред. Л. П. Бочарова. — М., 2014.
7. Паёми Пешвои миллат, Президенти Ҷумҳурии Тоҷикистон Э.Раҳмон ба Маҷлиси Олии Ҷумҳурии Тоҷикистон, аз 26 декабри соли 2018.
8. Полевая Н.М., Лейфа А.В. Профессиональная подготовка в вузе специалистов по социальной работе на основе интегративного подхода. Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2013. 192 с.
9. Прикладной бакалавриат - новый вид подготовки специалистов полимерного профиля / С.С. Ахтямова [и др.] // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т. 15. № 1. С. 277-280.
10. Социальная работа: введение в профессиональную деятельность: учеб. пособие / отв. ред. А. А.Козлов. — М., 2014.
11. Тухбатуллина Л.М., Сафина Л.А. Использование проектного обучения в процессе профессиональной подготовки специалистов полимерного профиля // Вестник Казанского технологического университета. 2010. № 10. С. 456-458.
12. Энциклопедия социальной работы: в 3 т.: пер. с англ. — М., 2013. - Т. 2.
Рецензия
Для цитирования:
Сорбон М. Современные проблемы профессиональной подготовки социальных работников и их решения. Вестник медико-социального института Таджикистана. 2023;(4):41-48.
For citation:
Sorbon M. Modern problems of professional training of social workers and their solutions. Herald of the medical and social institute of Tajikistan. 2023;(4):41-48. (In Russ.)