Совершенствование тематического оценивания знаний студентов по гистологии медицинского института в соответствие с кредитно-модульной системой обучения
Аннотация
Цель исследования. Совершенствование образовательных программ на кафедре гистологии и поиск наиболее оптимального подхода к оцениванию студентов в соответствие с кредитно-модульной системой обучения.
Материал и методы исследования. В настоящее время кафедра гистологии НОУ «Медико-социальный институт Таджикистана» проводит лекционные и практические занятия во втором семестре первого курса и в третьем семестре второго курса на следующих факультетах: «Лечебное дело», «Стоматология», «Медицинская психология» и иностранным студентам по кредитно-модульной системе. На кафедре читаются лекции и проводятся практические занятия на трех языках: государственном, русском и английском по предметам «Гистология», «Эмбриология» и «Микроанатомия». В качестве основной формы работы со студентами на кафедре традиционно сочетает в себе два вида деятельности: 1) аудиторные занятия, в том числе лекции и практические занятия (самостоятельная работа с преподавателем); 2) самостоятельная работа студентов (СРС).
Результаты исследования и их обсуждение. Изменение условий оценивания студентов в рамках Болонской системы обучения требует совершенствования методики проведения практических занятий по курсу гистологии. Каждое практическое занятие по гистологии складывается из следующих этапов: 1) предварительное самостоятельное изучение студентом соответствующего раздела по учебнику и лекциям, самостоятельная работа студентов (СРС); 2) проверка усвоения материала преподавателем; 3) самостоятельное изучение студентами гистологических препаратов под микроскопом; 4) зарисовка студентами микропрепаратов с обозначением всех структур в индивидуальных альбомах (СРСП).
Оценивание знаний студентов в 3 этапа: 1) текущий контроль - учитываются все виды учебной работы (аудиторной и внеаудиторной - СРСП, СРС); 2) рубежный (рейтинговый) контроль - проводится не менее 2-х раз в течение семестра на кафедре в виде тестов и ситуационных задач; 3) итоговый контроль - проводится после завершения учебной дисциплины на 3-м семестре 2-го курса на кафедре в форме сдачи экзаменов по дисциплине - гистология.
Выводы: 1. Для получения высокого индивидуального и общего рейтинга студентов необходимо соблюдать оптимальный алгоритм проведения практического занятия, который предполагает подачу материала преподавателем с обязательным учетом базового уровня подготовки студентов.
2. Использование 3-х этапного контроля (текущий, рубежный и итоговый) позволит в полной мере оценить соответствия полученных знаний, умений, навыков обучающимися по дисциплине, а также широко внедрять современные инновационные технологии в образовательный процесс, ресурсами которых обеспечен Институт.
Об авторе
З. Н. СохибоваТаджикистан
Сохибова Зуфнуна Назировна – к.м.н., доцент, заведующая кафедрой гистологии Негосударственного образовательного учреждения «Медико-социальный институт Таджикистана».
Тел.: (+992) 918302030
Список литературы
1. Береснева О.Ю. Некоторые особенности учебной мотивации студентов на кафедре гистологии / Береснева О.Ю., Максимова А.В., Сазонов С.В. // Морфология. – 2014. - Т.145. - №3. - С.32.
2. Государственный стандарт высшего профессионального образования в Республике Таджикистан от 29 ноября 2022 года, №562.
3. Положение о республиканском конкурсе «Наука – светоч просвещения». Приложение 1 по Распоряжению Президента Республики Таджикистан от 11 февраля 2021 года, № АП-44.
4. Сазонов С.В. Новые возможности инновационных технологий обучения студентов на кафедре гистологии / Сазонов С.В., Береснева О.Ю., Шамшурина Е.О. // Морфология. – 2009. - Т.136. - №4. - С.142.
5. Сазонов С.В. Использование электронных образовательных ресурсов в обучении студентов на кафедре гистологии, цитологии и эмбриологии // Российский медико-биологический вестник. – 2016. – В.2. – С. 178-179.
6. Силкина Ю.В. Особенности тематического оценивания знаний по гистологии студентов медицинских факультетов в условиях Болонской системы / Ю.В. Силкина // Морфология.- 2008.- Т.ІІ, №1.- С.99-101.
Рецензия
Для цитирования:
Сохибова З.Н. Совершенствование тематического оценивания знаний студентов по гистологии медицинского института в соответствие с кредитно-модульной системой обучения. Вестник медико-социального института Таджикистана. 2023;(4):48-57.
For citation:
Sohibova Z.N. Improving the thematic assessment of students’ knowledge in histology of the medical university in accordance with the credit-modular training system. Herald of the medical and social institute of Tajikistan. 2023;(4):48-57. (In Russ.)