Актуальность. Определение статуса социальной медицины в государственной и образовательной системе Республики Таджикистан.
Материал и методы исследования. В ходе исследовании использовались правовые источники, научная литература и интернет-материалы, а также общенаучные методы исследования, такие как ценностно-нормативный, историко-сравнительный метод.
Результаты исследования и их обсуждение. Научные результаты исследования связаны с уточнением значения социальной медицины в системе здравоохранения и образования. Идеи автора были использованы в процессе преподавания общественных и медицинских дисциплин.
Заключение. В результате анализа научных и общественных материалов определено, что социальная медицина в Республике Таджикистан находится в процессе становления и развития. В этой сфере Правительство Республики Таджикистан пытается развивать социальную систему медицину еще более живой для оказания медицинских услуг, создания необходимых основ для охраны здоровья людей.
Цель исследования. Диагностика степени пилородуоденостеноза (ПДС) и роль хеликобактериоза в его развитии, разработка предоперационной подготовки и хирургической тактики.
Материал и методы исследования. В основу данной работы положены результаты обследования и хирургического лечения 48 больных язвенной болезни двенадцатиперстной
кишки (ЯБ ДПК) осложненные ПДС. До поступления в клинику все больные получали неоднократное консервативное противоязвенное лечение. Стеноз проксимальной трети луковицы ДПК диагностировали у 8 (16,7%) больных, средней трети у 17 (35,4%) и постбульбарный стеноз – у 23 (47,9%). Показания к операции определялись в зависимости от клинического течения болезни, стадии стеноза, степени нарушений моторноэвакуаторной функции (МЭФ) желудка и ДПК, а также особенностей желудочной секреции, степени эндогенной интоксикации (ЭИ). Для диагностики инфекции Н. pylori использовали быстрый уреазный тест, морфологический и бактериологический методы исследования.
Результаты исследования и их обсуждение. У 89,1% больных при поступлении пилородуоденальный стеноз сопровождался активным язвенным процессом. Наиболее часто дуоденальные язвы сочетались с гастроэзофагиальным и дуоденогастральным рефлюксом. У 36,9% больных наблюдались фундальный и у 91,3% эрозивный антральный гастрит. Язвы, приводящие к ПДС у детей, локализовались в пилорическом – 8 (16,7%), бульбарном – 18 (39,1%) и постбульбарном 22(45,8%) отделах ДПК.
В зависимости от характера ответной реакции на введение церукала выделили три типа изменений внутрижелудочного давления.
У всех детей с ПДС уровень базальной секреции соляной кислоты было выше нормальных показателей. Средний уровень повышения концентрации соляной кислоты и базальной секреции составили в среднем 72,3±6,9 мэкв/л, при объеме желудочного сока 123±8,5 мл/час, а базальная продукция свободной соляной кислоты составила 10,7±1,2 мэкв/г.
Предоперационная подготовка осуществлялась в следующем: анти-хеликобактерная терапия.
В ближайшем послеоперационном периоде осложнения наблюдались у 5 (10,8%) детей в виде: несостоятельности культи ДПК – 1, гастростаз – 2 и панкреатит – 2. В отдаленном сроке положительные результаты получены у 94,5% детей и у 2 (5,5%) детей наблюдались неудовлетворительные результаты.
Заключение. С каждым годом молодеет язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. Достигнуты значительные успехи в лечении язвенной болезни двенадцатиперстной кишки (ЯБДК). Растёт число оперативных вмешательств у детей по поводу осложнений язвенной болезни двенадцатиперстной кишки, от 5 до 25%.
Таким образом, дифференцированная предоперационная подготовка и рациональный выбор оперативных вмешательств в зависимости от тяжести ПДС, нарушения функции желудка и ДПК и степени обсемененности Н. pylori дали возможность получить хорошие результаты в ближайшем и в отдаленном сроках после операции.
Наиболее частым осложнением является пилородуоденальный стеноз, что составляет 65,4% .
Цель исследования. На эксперименте показать и доказать, что комбинированное воздействие импульсного электрического тока от аппарата ЭЛАВ 8 и биологически активного средства «Пеламин» оказывает более пролонгированный эффект на расширение сосудистого русла.
Материал и методы исследования. Эксперименты осуществлялись на кроликах одного веса и одного помета. В качестве объекта исследования использовали уши кроликов, т.к. они достаточно тонкие и покрыты малым количеством шерсти, также сосуды уха визуализируются четко. В работе впервые было исследовано влияние импульсных электрических токов от аппарата ЭЛАВ–8 и биологически активного вещества «Пеламин» на микроциркуляцию в ухе кролика.
Результаты исследования и их обсуждение. В результате проведенных экспериментов нами было выявлено, что импульсные токи от аппарата ЭЛАВ-8 частотой 50 и 100 Гц оказывают вазодилататорное действие на микроциркуляторное русло сосудов уха кролика. При воздействии током частотой 100 Гц эффект расширения сосудов оказался на 5% выше, чем при частоте 50 Гц. Биологически активное средство «Пеламин», нанесенное на паравертебральную область кролика посредством импульсных токов от аппарата ЭЛАВ-8 вызывает вазодилататорный эффект и образование дополнительных коллатералей в ухе кролика. При воздействии током частотой 100 Гц эффект расширения сосудов оказался на 6% выше, чем при частоте 50 Гц. Эффект расширения сосудов при воздействии импульсными токами от аппарата ЭЛАВ-8 достигает своего максимума на 5ой-10ой минуте. Введение биологически активного средства «Пеламин» с помощью токов от аппарата ЭЛАВ-8 оказывает более пролонгированный эффект на расширение сосудистого русла. Изменения идут последовательно, и достигают максимального эффекта на 15-ой минуте. Результаты исследования могут применяться в экспериментальной физиологии, биологии, ветеринарии, медицине для улучшения или восстановления микроциркуляции различных участков тела.
Заключение. Воздействие импульсного электрического тока от аппарата ЭЛАВ-8 оказывает вазодилататорный эффект на сосуды уха кролика (воздействие импульсным электрическим током частотой 50 Гц увеличивает просвет сосудов на 10%, а током частотой 100 Гц на 16%).
Максимальное увеличение диаметра сосудов достигается на 5-й и 10-й минуте, далее просвет сосудистого русла снова уменьшается.
Доказано, что комбинированное воздействие импульсного электрического тока от аппарата ЭЛАВ-8 и биологически активного средства «Пеламин» оказывает пролонгированный эффект на расширение сосудистого русла.
Цель исследования. Обоснование мер по охране здоровья общества путем оптимизации безопасного использования воды населением Таджикистана.
Материал и методы исследования. Поверхностные и подземные водоемы, санитарно-гигиенические экспертизы, результаты лабораторных исследований. Анализ интерпретации информации, статистических отчетов, справок Министерства здравоохранения и социальной защиты населения Республики Таджикистан и отчетов международных и общественных организаций.
Результаты исследования и их обсуждение. Консолидация и оценка водообеспеченности позволили определить высокий уровень возможного риска эпидемий болезней в долинах и хлопководческих районах, где проживает более 70% населения республики. Высокий уровень показателей, с помощью которых оценивается высокий уровень возможного эпидемического риска, соответствует количеству аварий и нерегулярных дней подачи воды населению.
Выводы.
1. Соответствующие структуры по водоснабжению населения должны обеспечивать зону санитарной охраны источников водоснабжения, их регулярное использование материально-технической базой. Исследования по проверке качества поверхностных и непосредственно связанных с ними подземных вод должны проводиться с целью определения негативного влияния антропогенной деятельности, как на качество, так и на количество наблюдения за водными объектами.
2. Должен осуществляться постоянный микробиологический контроль за эпидемиологической безопасностью питьевой воды. Качество воды и безопасность водоснабжения населения повысились за счет внедрения новых и инновационных методов очистки и обеззараживания питьевой воды, в том числе лазерного, ультрафиолетового и электрохимического облучения.
3. Местным исполнительным органам государственной власти городов и районов республики при подготовке программ социально-экономического развития необходимо принять во внимание практическую реализацию Национальной программы по улучшению обеспечения населения Республики Таджикистан чистой питьевой водой, развитию канализационной сети, очистки сточных и грязных вод.
Цель исследования. Предметом исследования является анализ изучения медицинских услуг и социальной защиты населения в современном обществе.
Материалы и методы исследования. В ходе исследования были использованы справки, нормативно-правовые документы, а также Послание Основателя мира и национального единства – Лидера Нации, Президента Республики Таджикистан, уважаемого Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан в 2021 году и проведен сравнительный анализ текущих и прошлых условий в сфере медицинского обслуживания и социальной защиты населения.
Результаты исследования и их обсуждение. В результате исследования выяснилось, что увеличиваются бюджетные инвестиции в сфере медицинских услуг и социальной защиты. Правительство республики уделяет особое внимание учреждениям в сфере здравоохранения и социальной защиты населения и постепенно увеличивает финансирование отрасли из государственного бюджета. Стоит отметить, что в 2021 году 2,3 млрд. ожидается, что сомони увеличится на 27,6 процента или 509 млн. сомони по сравнению с 2020 годом. Только в 2021 году в страну было ввезено лекарственных средств и товаров медицинского назначения на сумму 130,7 млн. долларов, что на 59,7 млн. долларов больше, чем в прошлом году. В 2021 году в республике действовало 2950 аптечных учреждений и аптек, что на 400 больше, чем в 2020 году.
Заключение. В свете поручений Главы государства было отражено выполнение должностных обязанностей работниками сферы, обсуждены принимаемые меры по здоровому образу жизни в медицинских учреждениях.
Как нам стало известно, в Республике Таджикистан повышается уровень медицинского обслуживания и социальной защиты. Одним из фактов, подтверждающих вышеизложенное, является то, что в 2021 году в страну было ввезено лекарственных средств и товаров медицинского назначения на сумму 130,7 млн. долларов, что на 59,7 млн. долларов больше, чем в прошлом году.
Цель исследования. Выявить эффективность использования информационно коммуникативные технологии на занятиях английского языка и их влияние на повышение познавательной активности студентов.
Материал и методы исследования. В материалах использовано мультимедийный учебник Бухаркина, изучение иностранных языков с помощью компьютера: в вопросах и ответах Карамышева Т.В., Компьютерное обучение Протасеня Е.П., Штеменко Ю.С., и материалы о использование компьютерных программ на занятиях английского языка Сидоренко А.Ф., также использовано электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора, электронные энциклопедии и справочники, тренажеры и программы тестирования, образовательные ресурсы интернета на занятиях английского языка.
Результаты исследования и их обсуждение. Использование информационных технологий дало возможности осуществить задуманное, сделать занятия современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влиял на рост профессиональной компетентности студента, что способствовал значительному повышению качества образования, который ввел к решению главной задачи образовательной политики, обеспечить положительную мотивацию обучения, проводить занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация), обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию), повысить объем выполняемой на занятия работы в 1,5 – 2 раза, усовершенствовать контроль знаний, рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока, формировать навыки подлинно исследовательской деятельности, обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Заключение. Новые информационные технологий привлекают учащихся и являются одним из главных их интересов. Поэтому использование информационных технологий в учебном процессе способствует формированию положительной мотивации. Преимущество использования компьютера заключается в том, что он позволяет повысить профессиональный уровень преподавателей. Новые информационные технологии, внедряемые в образовании, способствуют его подъёму на качественно новый уровень. Презентация помогает проиллюстрировать любое выступление. Презентация это новое дидактическое средство для организации учебного процесса.
Цель исследования. Анализ ситуации с образованием в учреждениях высшего профессионального образования.
Материалы и методы исследования. Вопрос повышения качества образования во всем мире остается одним из главных в институциональном аспекте и социально-политических вопросах. Поэтому с использованием методов и способов повышения качества образования в учреждениях высшего профессионального образования республики проведено изучение необходимости проведения различных обследований для определения этих показателей.
Результаты исследования и их обсуждение. Рассматривая качество образования как соответствующее требованиям определенных стандартов образования, посредством его реализации должны разрабатываться и внедряться необходимые документы в сфере образования. Для управления качеством образования необходимо внедрение обязательных процедур стандартизации: лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений, оценка результатов испытаний качества образования, внутренний контроль образовательных учреждений с определенной системой.
Исследования существующего отечественного и зарубежного опыта развития высшего профессионального образования доказали, что возрастающая ответственность за повышение качества образования является основной задачей высших учебных заведений, а ее развитие возлагается на само образовательное учреждение, а зачастую только на него, несистемные реформы, неорганизованность индивидуальных и инновационных реформ отрицательно сказывается на эффективности системы высшего образования, и на этой основе система образования не может развиваться по определенной системе.
Заключение. Качество образования играет ключевую роль в развитии не только сферы образования, но и всех сфер жизни общества. Поэтому необходимо повышать качество образования в высших учебных заведениях страны для всех сфер общественной жизни, для обеспечения достойной и качественной жизни, для развития государства, завоевания своего положения в обществе, в целом, развивать всесторонность личности и мышления людей общества.
Цель исследования: является объяснение общности и важности переходных и непереходных глаголов таджикского и английского языков.
Материалы и методы исследования. Роль сравнения в познании чрезвычайно велика, и чем сложнее объект, тем большую роль играет сравнение как метод исследования. В этом смысле наука о языке является одной из самых сложных и противоречивых ветвей языкознания во всех языках мира, которой без сравнения очень трудно овладеть. Поэтому изучение остальных и переходных глаголов таджикский и английский языки в плане сравнения лучший способ рассматривания и признания этого вопроса.
Результаты исследования и их обсуждение. Язык занимает особое положение среди других явлений общества и входит в группу самых сложных и загадочных явлений общества. Может быть, именно по этой причине еще в период становления лингвиста сложился и достиг больших научных успехов сравнительный метод изучения языков как научный анализ основных методов. Ведь именно сейчас метод сопоставительного анализа языков позволяет полнее и глубже определить не только наиболее выдающиеся черты языков, но и их иногда упускаемые из виду черты. Это имеет особое значение, как для изучения иностранных языков, так и для изучения родных языков, и включение курса сравнительной грамматики и соотношений разных языков в цикл языкознания приветствовалось преподавателями филологических факультетов нашего высшие школы.
Выводы: Сравнение переходных и непереходных глаголов в английском и таджикском языках показывает, что переходные глаголы в таджикском языке образуются с помощью разных вспомогательных глаголов, а непереходные глаголы находятся в прямой зависимости. В английском языке глаголы не имеют наполнителя, а в переходных глаголах используется прямой наполнитель.
Это одна из грамматических ветвей глаголов, знание которой поможет в переводе текстов и книг, а также газет и журналов каждому человеку, который занимается переводом с английского на таджикский или наоборот.