Цель исследования. Определение основных медицинских и социальных факторов в причине смертности новорожденных.
Материал и метод исследования. Определить структуру детской смертности в Республике Таджикистан за 2017-2021 годы и 9 месяцев 2022 года по выбранным городам и районам (города Душанбе, Куляб, Бохтар, Пенджикент, Истаравшан, Худжанд, Канибадам, Исфара, Вахдат, Турсунзаде и районах Бободжон Гафуров, Рудаки, Рашт, Файзабад и Ш. Шахин) были собраны и внесены в специальные анкеты, данные о детской смертности.
Результаты исследования и их обсуждение. Предварительные результаты анализа показывают, что в большинстве случаев (61,5%) дети умирали в раннем неонатальном периоде, треть смертей новорожденных в раннем неонатальном периоде произошла преимущественно впервые 6 дней после рождения. Возраст матерей погибших детей составляет преимущественно от 20 до 29 лет (62,2%), причем это состояние практически одинаково во всех регионах.
Заключение. Проведенное исследование свидетельствует о том, что матери погибших детей, имели низкий показатель здоровья. У 47,2% матерей наблюдались осложнения во время беременности (гестозы, многоводие, гипогидрамнион, эклампсия и преэклампсия, нефропатия и др.). Во время родов также были осложнения, такие как преждевременные роды, грязные воды с меконием и т. д.) и кесарево сечение.
Цель исследования: разработать тактику ведения и терапии пациентов с химическими ожогами глаз с учетом их фенотипа ацетилирования.
Материал и методы исследования. Объектом клинических исследований явились 150 больных с ожогами глаз, находившиеся на обследовании, лечении и, в последующем на диспансерном наблюдении в Республиканской клинической офтальмологической больнице МЗ Республики Узбекистан. Среди обследованных 150 пациентов лиц мужского пола было 131 (87,3%) человек, женщин – 19 (12,7%).
Всем 150 больным (220 пораженных глаз), поступившим в стационар, проведено лечение, которое включало: местные и общие процедуры и мероприятия, медикаментозную терапию, согласно клиническому протоколу, разработанному и внедренному на нашей кафедре.
Результаты исследования и их обсуждение. При поступлении пациентов с острыми ожогами глаз щелочью проводили: немедленное и длительное промывание глаза водой, инстилляция анестетиков (0,5% раствор Дикаина, 2% раствор Тримекаина, 1% раствор Лидокаина) с удалением поврежденного эпителия роговицы вместе с остатками щелочи; при ожогах негашеной известью – немедленное удаление частиц извести, промывание водой, анестезия, закапывание 20% раствора Глюкозы или глицерина и т.п.
Выводы. Таким образом, по результатам исследования установлено, что определение фенотипа ацетилирования у пациентов с ожоговой травмой глаз является необходимой процедурой, позволяющей не только прогнозировать возможные варианты и исходы ожога глаз химическими веществами у них, но и патогенетически обоснованно проводить их терапию с максимальной эффективностью и минимальными потерями со стороны органа зрения.
Цель исследования: Разработка способа лечения детей с химическими ожогами пищевода на ранних стадиях заболевания.
Материал и методы исследования. Комплексное клинико-диагностическое обследование и лечение 64 детей с химическими ожогами пищевода (ХОП) в отделение детской торакоабдоминальной хирургии ГУ Комплекс здоровья «Истиклол».
Результаты исследования и их обсуждение. Все пациенты с ХОП разделены на две группы. В первую (контрольную) включены 35 (54,7%) больных, получавших общеизвестные традиционное лечение. Во вторую (основную) - 29 (45,3%) детей с ХОП которым на фоне традиционной терапии про водился местное лечение пищевода II и III степени тяжести посредством катетера «ИзиКат». Возраст детей было от 1 до 14 лет. Наиболее частой причиной ожога пищевода явилась: уксусная эссенция - 48 (75%) и щелочь (каустическая сода и «Казан») у – 16 (25%) детей.
Нами внедрен усовершенствованный способ лечения пищевода при ХОП при помощи специального многофункционального силиконового катетера «ИзиКат». Данный способ делает возможным эффективное промывание и одновременно удаление химических частиц, лежащих в порах слизистой оболочки пищевода, что оказывает не только лечебный эффект, но и профилактику резорбции химического вещества. Критериями эффективности лечения определяли по уровню лейкоцитарного индекса интоксикации (ЛИИ), длительности пребывания больного в стационаре и наличие рубцового процесса в пищеводе.
Выводы. Разработка способа лечения детей с ХОП посредством многофункционального силиконового катетера «ИзиКат» показал высокую эффективность в алгоритме оказания ранней лечебной помощи детям при химическом ожоге пищевода. Местное лечение катетером «ИзиКат» позволяет уменьшить степень интоксикации и воспалительной реакции в тканях пищевода, и тем самым сокращает длительность пребывания больного в стационаре, снижает риск возникновения грубых рубцовых стенозов пищевода до 10,3% по сравнению с контрольной группы (20,0%) и получить выраженный экономический эффект у детей с химическими ожогами пищевода.
Цель исследования. Изучение эффективности Тивортина и его роль в ремоделировании сердца у больных с хронической ишемической болезнью сердца в сочетании с артериальной гипертензией, осложненной хронической сердечной недостаточностью.
Материал и методы исследования. Обследовано 75 больных (30 мужчин и 45 женщин) с стенокардией напряжения III функционального класса (Ф/К), гипертонической болезнью II ст. и хронической сердечной недостаточностью (ХСН) I- III функционального класса (Ф К), которые находились на лечении в Клиническом научно-образовательном центре при НОУ «Медико-социальный институт Таджикистан» в возрасте от 50-75 лет. Больные условно были разделены на две группы. В первую группу были включены 55 (73,3%) больных с выше указанной патологией, которые получали раствор Тивортин 4,2% - 100 мл/сут. Во вторую группу входили 20 (26,7%) больных, которые не получали Тивортин.
Результаты исследования и их обсуждение. Внутривенное применение 4,2% раствора Тивортина в комплексном лечении на фоне базисной терапии у больных с хронической ишемической болезнью сердца в сочетании с артериальной гипертензией, осложненной хронической сердечной недостаточностью, привело к улучшению клинического состояния больных и гемодинамических показателей.
Выводы. Тивортин является эффективным средством для лечения стенокардии напряжения III функционального класса (Ф/К), гипертонической болезни II ст. и хронической сердечной недостаточности (ХСН) I- III функционального класса (ФК). Улучшает функциональный класс (ФК ХСН), нормализирует показатели диастолического наполнения левого желудочка и уменьшает частоту осложнения и развития инфаркта миокарда (ИМ).
Цель исследования. Анализ ситуации, причины, предпосылки, характер возникновения фашизма, сионизма, исламского фундаментализма и оценка противоположного состояния этого «феномена» героизма советских воинов.
Материал и методы исследования. Ключевыми материалами исследования являются документы и исследования « Нюрнбергский процесс. Преступление против человечества», многочисленные научные работы, посвященные Великой Отечественной войне, Второй мировой войне и использованные архивные материалы. Работы историков, посвященных изучению страниц истории возникновения фашизма, варварской природы нацистов, исхода Великой Отечественной войны, Второй мировой войны, а также анализ и сопоставление событий, происходящих сегодня в мире и соспоставления корней фашистов и вновь зарождающегося неофашизма, дают полный анализ деградации человеческого общества.
Результаты исследования и их обсуждение. Поведение отделных категории, так называемых “людей” западных государств, особенно США и Великобритании, свидетельствует о том, что этим ”буржуям“ последствия Второй мировой войны не послужили уроком, и сегодня они снова продвигают ”идею золотого миллиарда” и ”мировой власти“. Они просто изменили и переформулировали свою”тактику», чтобы политически и экономически отсталые страны не осознавали результатов их истинной цели.
Но сегодня, в ХХ1 веке, политические лидеры, ученые, интеллигенция, политологи у всех народов знающих хорошо историю, прекрасно осознают и в состояние анализировать стратегию сионистов и неофашистов и достаточно хорошо осведомлены в конечных целях указанных идеологий.
Заключение. Анализ случаев возникновения фашизма, сионизма, исламского фундаментализма и т.д. показал, что племя людей находится в «дегенеративном» состоянии, и среди них отчетливо виден процесс эволюционной отсталости. Поведение классов некоторых сверхдержав современного мира свидетельствует о том, что история не преподала никакого урока некоторым государственным деятелям (классам).
Они хотят превратить историю в «раба» своих интересов. По этой причине народы мира, особенно народы европейских стран, должны, как и в годы перед Второй мировой войной, оставить в стороне нейтралитет (национальный эгоизм), объединиться вокруг ООН и остановить третью мировую войну, потому что она станет последней войной человеческой цивилизации, это маловероятно.
Цель исследования. Изучить понятие терроризма и причины его возникновения, выявить проблемы борьбы с терроризмом, рассмотреть способы защиты от терроризма, как угрозы от него, для безопасности государства и человека.
Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на основе изучения научных, научно-популярных, аналитических материалов интернета по истории возникновения терроризма, законов по борьбе с терроризмом отдельных стран, анализ литературных данных причин возникновения терроризма и защиты. Изучения историю и феномен терроризма и террористических организаций. Выявление основных причин и виды терроризма. Причины проникновения и использования террористических методов в государственные, международные отношения, причины не эффективности борьбы с терроризмом в мире. Предметом исследования является - условия возникновения терроризма. Объектом настоящего исследования являлась терроризм как идеологический, политический и социально-правовой феномен.
Результаты исследования и их обсуждения. В современных условиях терроризм представляет одну из наиболее опасных угроз. Современные международные террористские организации, обладая мощными людскими, материальными и организационными ресурсами, способны действовать в транснациональных масштабах. Поэтому необходимость противодействия терроризму осознается не только отдельными государствами, но и в целом мировым сообществом. Особенно для многонациональных государств проблема борьбы с терроризмом стала в последние годы весьма актуальной и это явление стала реальной угрозой. Террористические угрозы тесным образом переплетаются с угрозами сепаратизма и организованной преступности. С другой стороны, террористические угрозы, которым приходилось и приходится противостоять всем странам, являются составной частью угрозы со стороны международного терроризма в стадии его глобализации. А в современной мировой политике именно противоборство с международным терроризмом стало в последние годы едва ли не самой главной проблемой. Поэтому борьба с терроризмом является одним из приоритетных направлений внешней политики любой цивилизованного государства.
Заключение. Государство несет главную ответственность за противодействие терроризму, должна использовать все имеющиеся, в его распоряжении средства для профилактики и эффективной борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом, осуществляя правовые действия по защите общества. Необходимо создать эффективную систему взаимосвязанных мер по выявлению, предупреждению, профилактики и пресечению терроризма, разработать и реализовать общегосударственную комплексную программу, включающий идеологические, оперативные, социальные, политические и экономические компоненты.
Цель исследования. Утверждение некоторых дополнений, которые появляются в предложении после дополнительного предложения, состоят в полной и частичной одновременности после дополнительных предложений английского и таджикского языков.
Материалы и методы исследования. В данной статье широко использовался метод сравнения так, как в период изучения языка мы сравниваем грамматику английского языка с таджикской, поэтому она становится более понятной слушателям или изучающим любой язык. Вот почему сравнительный метод изучения языка является одним из основных методов научного анализа. В статье использованы научные, диссертации, научные статьи, тезисы научных статей и большое количество научной и художественной литературы.
Результат исследования и их обсуждение. Роль сравнения в исследованиях таджикского и английского языкознания чрезвычайно важна, и чем сложнее объект, тем больше возрастает роль сравнения как метода исследования. В этом смысле грамматика — одна из самых сложных и ценных отраслей языкознания во всех языках мира, овладеть которой без сравнения очень трудно, поэтому исследование некоторых дополнений на основе объяснения прямого дополнения в английском и таджикском языках путем сравнения считается наиболее целесообразным способом выявления данного вопроса.
Язык занимает особое положение среди других социальных явлений и входит в группу наиболее сложных и загадочных понятий возможно, именно по этой причине сравнительный метод изучения языков сформировался как один из основных методов научного анализа в эпоху становления языкознания и сейчас добился больших научных успехов. Именно метод сравнительного анализа языков позволяет полнее и глубже определить не только наиболее выдающиеся черты языков, но и их подчас упускаемые из виду особенности. Это имеет особое значение, как для изучения иностранных языков, так и для изучения родного языка, а включение курса сравнительной грамматики и соотношения разных языков в стандарт языкознания было принято преподавателями филологических факультетов высших учебных заведений с удовольствием.
Заключение. Сравнение некоторых дополнений, встречающихся на ноте прямых дополнений в английском и таджикском языках, показывает, что глагольные формы образуются в разных временах и в разных видах (видах) и напрямую связаны с придаточным, следующим за дополнением. Стоит отметить, что важнейшей отраслью грамматики является синтаксис, знание которого поможет любому, кто занимается переводом, переводить тексты, книги, а также журналы и газеты.
Цель исследования. Пробуждение интереса подростков, молодежи и специалистов к изучению языков в различных сферах важно для современного общества.
Материалы и методы исследования. В процессе исследования широко использовался историко-сравнительный метод, отечественные и зарубежные источники. В процессе исследования использовались научные книги на таджикском, английском языках, а также двуязычные и многоязычные словари.
Результаты исследования и их обсуждение. Проведенное исследование показало, что данная тема специально не изучена отечественными и зарубежными исследователями историко-сравнительными методами и приемами, определены особенности перевода существительных суффиксов, способы их употребления, а также теоретические и практические свойства существительных. показаны образующие суффиксов.
Заключение. Результат анализа и рассмотрения этих материалов показал, что:
- морфологический метод занимает главное положение в словообразовании существительного;
- каждый существительный суффикс отвечает за придание особого значения образуемому им слову.
- выявлено, что суффиксы образуют существительные только от существительных, другие – от прилагательных, а третьи – от чисел или глаголов.
также выявлено, что существуют суффиксы, образующие существительные из разных частей речи, они не могут влиять на значение существительного.
Цель исследования. Сравнение языков для развития языковых навыков у подростков, молодежи и специалистов из разных сфер общества.
Материалы и методы исследования. В процессе исследования темы использовались научные материалы на таджикском, русском и английском языках. Были рассмотрены мнения и предложения лингвистов и научные статьи ученых по данной теме, а для исследования данной статьи широко использованы аналитические методы, опросы, интервью, наблюдения и сравнительные методы.
Результаты исследования и их обсуждение. В исследовании особое внимание уделяется отличительным особенностям и сходствам грамматик сравниваемых языков. Определены отличительные структурные особенности вопросительных предложений в таджикском и английском языках, а также структурно и семантически показаны вопросительные слова в предложениях. В научной статье обоснованы способы употребления вопросительных предложений в устной и письменной речи.
Заключение. В результате проведения интервью, вопросов и ответов, тестирования, тестов со студентами и изучения материалов на таджикском и английском языках мы пришли к выводу, что наряду с сохранением и освоением слов таджикского и английского языков каждому изучающему язык необходимо знать особенности его использования, в том числе:
- освоение часто употребляемой лексики по составу предложений в разных текстах;
- развитие устной и письменной речи посредством перевода с помощью словарей и словарей;
- повышение осведомленности изучающего язык об использовании и грамматике;
- правильный способ начать процесс изучения языка для изучающего язык;
Цель исследования. Анализ терминов узбекского и таджикского языков, с целью превращения их в язык науки, проводился между двумя народами.
Материал и методы исследования. В ходе исследования использовались справочники, нормативно-правовые документы, а также материалы Интернета и журнала «Литература и искусство».
Результаты исследования и их обсуждение. В результате исследования стало ясно, что важным вопросом является развитие научной терминологии, которая имеет первостепенное значение для того, чтобы таджикский язык стал научным языком. Национальный государственный язык, как язык науки и культуры, является фактором познания носителей языка о древней истории языка, богатых произведениях наших благородных предков, написанных в научном стиле этого языка на протяжении веков. веков и привлекал и захватывал внимание деятелей науки и культуры всего мира. Язык является важной опорой государственности, национального мышления и идентичности.
Заключение. Наша цель использования узбекских и таджикских слов – с помощью этого словаря понять содержание значения таких слов, преодолеть трудности из книги «Лугат» С. Айни, двум народам, которым друзьями и братьями не быть.